ПОЧЕМУ Я В ТОЛЬЯТТИ?
Я органическом не способна не делиться тем, что меня восхищает, волнует, тревожит, радует. И рада, что кому-то это мое «недержание» тоже нужно.
Итак, с 5 по 21 августа я поселилась в Тольятти. Буду работать музыкальным критиком. Хотя, какая критика! То, свидетелем чего мне посчастливилось быть, достойно только восхищения! Бесконечно благодарна за приглашение директору Тольяттинской государственной филармонии, руководителю проектов Ассоциации «Молодежный симфонический оркестр Поволжья» Семеновой Лидии Валентиновне, с которой мы познакомились год назад на фестивале «Шостакович XXI век».
Проект настолько грандиозен и важен, что рассказывать буду о нем неоднократно и очень надеюсь вас удивить тем позитивом, который мы, увы, предпочитаем намного меньше замечать, чем поток негативных новостей. А с моей точки зрения, говорить о недостатках нужно, но, бесконечно «копаясь» в негативе и не желая замечать то ценное-бесценное, что делают наши люди, мы только тормозим свое движение вперед. А оно нам необходимо!
Итак, в день своего приезда я была встречена фейерверком. Нет, не пиротехническим (это меня уже мало вдохновляет). А фейерверком музыкальным! И все-таки, чтобы понять масштаб события, должна два слова сказать об истории проекта, на который я приехала.
В 2002 году, а значит 20 лет назад, в Тольятти по инициативе уникальной личности (о ней хочется говорить отдельно!), нынешнего директора Тольяттинской филармонии Семеновой Лидии Валентиновны и при участии Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова был создан Молодежный симфонический оркестр Поволжья — уникальный и первый в России сессионный оркестр.
Лидия Валентиновна так сформулировала цель этого проекта: «Большой недостаток подготовки оркестровых музыкантов в России состоит в незнании репертуара, слабых оркестровых навыках, в неумении быстро реагировать на дирижерские указания, в недостаточной теоретической и практической подготовке и т.д. В дополнение к усилиям учебных заведений искусств исправить ситуацию можно, создавая молодежные и юношеские оркестры — постоянные, сессионные, их число в последние годы в регионах увеличивается».
Мне это очень хорошо знакомо. Работая директором Норильского колледжа искусств, ровно такие же задачи я ставила, организуя фестивальные проекты с участием оркестра и хора колледжа, приглашая прекрасных дирижеров, концертмейстеров, работа с которыми в течении недели, а то и десяти дней, над разнообразными программами, которые потом представлялись на сцене Концертного зала колледжа городской публике, давала невероятный результат. Приятно сознавать, что я тогда находилась в русле понимания этих важных задач, не зная об опыте в Тольятти. И счастлива, что сегодня могу увидеть своими глазами тольяттинский проект.
В течение всех 20-ти лет художественным руководителем и главным дирижером МСО Поволжья является профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный артист РФ Анатолий ЛЕВИН.
Как говорит Лидия Валентиновна, «проект является своего рода социальным лифтом, предоставляя молодым талантливым музыкантам возможности профессиональной и социальной адаптации. Оркестр выполняет своеобразную музыкальную дипломатическую миссию, связывая участников из разных регионов России и зарубежных стран».
А вот и впечатляющие достижения проекта в цифрах и именах.
На протяжении 20 лет в рамках проекта проходит практика не только оркестрантов, но и дирижеров-стажеров. Целый ряд известных сегодня молодых дирижеров европейского уровня постоянно принимали участие в сессиях МСО. Это: Азиз Шохакимов (Национальный филармонический оркестр России и огромное количество европейских оркестров), Максим Емельянычев (главный дирижер Шотландского камерного оркестра), Валентин Урюпин (главный дирижёр – музыкальный руководитель театра «Новая опера»), Тимур Зангиев (Дирижер Московского академического музыкального театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко).
За это время более тысячи ребят стали участниками сессий, десятки из них уже работают в ведущих оркестрах страны – НФОР, ГАСО, ЗКР СПб, НСО республик Поволжья (Казань, Уфа), региональных филармоний России — Тольяттинской филармонии, Самарской, Ульяновской, Саратовской и других, в симфонических оркестрах музыкальных театров: Большом, Мариинском, САТОБ и мн.др.
Отбор в оркестр проходит по видео-конкурсу. Молодые музыканты из разных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Самара, Тольятти, Саратов, Нижний Новгород, Ульяновск, Екатеринбург, Новосибирск, Рязань, Владимир, Курган, Якутск, Курск, Краснодар, Пермь, Киров, Вологда, Чебоксары, Набережные Челны и др.), а также из Узбекистана, Украины, Белоруссии, Армении, Казахстана, Туркменистана, Молдовы, Литвы, Германии, Израиля, Испании, Франции, Японии, США принимали участие в сессиях оркестра.
Оркестр совершал выездные концертные туры по Поволжью и другие регионам России, представлял своё искусство в зарубежных странах. Среди фестивалей, участником которых становился оркестр — «Летние музыкальные вечера на Волге», «Классика над Волгой», «Москва встречает друзей», «Еврооркестрия в России» «Киевские летние музыкальные вечера», Еврооркестрия-2006 (Франция), Фестиваль музыки Моцарта (Сент-Джорджа). Неоднократно выступал в Испании (2011, 2013, 2014 гг.) в составе российско-испанского молодежного симфонического оркестра Хереса — проект поддержан грантом Евросоюза по программе Erasmus+, в рамках годов Испании в России. Оркестр получал многочисленные награды от органов власти, бизнес-кругов, благотворительных фондов. Проекты «Музыка без границ» (2006) и «Международная летняя оркестровая академия» (2007) получили эгиду Национальной комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Народный артист СССР, Лауреат Государственных премий, почетный гражданин города Тольятти Владимир Спиваков в год создания МСО Поволжья, говорил: «Поволжье, с моей точки зрения, очень важный регион. Здесь есть стремление к искусству, много талантливых детей – музыкантов, художников, есть преданные своей профессии педагоги. Поэтому уже много лет мой Фонд тесно сотрудничает с Тольятти, немало юных музыкантов города играют на моих инструментах. Именно поэтому здесь родилась эта прекрасная идея — замечательно, если в Поволжье будет свой молодежный симфонический оркестр…»
Не думайте, я не забыла о фейерверке! О нем будет следующая публикация.